Дебютный фильм Марины Любаковой "Жестокость" - возможно, вопреки воле режиссера - выразил содержания, воспринять и распознать которые, в общем-то, зрители оказались не готовы. Подобно книгам Татьяны Москвиной, фильм обозначил болезненный разрыв в ткани нашего общества. Этот разрыв - не только очевидный разрыв между богатыми и бедными - это пропасть между мужским и женским переживанием современности. Феминистское содержание фильма, родившееся из глубины этого женского опыта, осталось незамеченным критиками.

Война полов

Рената Литвинова блистательно воплотила противоречивый, сложный образ своей героини, Зои Андреевны. Зоя - хрупкая, красивая, неуверенная в себе женщина 30+ лет. Начальник юридического отдела в крупной компании, она не умеет водить машину, и неверно передвигается по городу на высоких каблуках, проводит вечера то готовясь к коротким встречам с женатым мужчиной, то на сеансах психотерапии, пытаясь избавиться от панического страха, что любовник ее бросит. В центре ее самоощущения - острое переживание одиночества - экзистенциальное состояние, которое она интерпретирует как следствие "несостоятельности" в личной жизни.

Зоя воплощает в себе стереотип так называемой "несчастной женщины" - точнее, она является жертвой этого стереотипа. Согласно этому стереотипу, во власти которого находится даже психотерапевт Зои, жизнь женщины неполноценна без мужчины. "Мужчин, Зоя Андреевна, нужно выбирать и воспитывать" - снисходительно наставляет ее замужняя и, следовательно, состоявшаяся в жизни терапевт.

Против такого отношения к жизни и восстает подросток-бунтарь Вера (Анна Бегунова), указывая Зое на абсурдность заведенного порядка вещей. Она высмеивает Зоин депрессивный механизм самозащиты, пытаясь пробудить в ней агрессию: «Да наглотайся ты снотворного, главбух...Я бы отомстила. Чтобы он ползал, ныл, унижался. Я ненавижу этих свиней!» Вера показывает Зое способы отомстить женатому бизнесмену-любовнику: «Надо, чтобы у него не осталось ничего!» Идя на поводу у Веры, юрист Зоя многократно, с нарастающим упоением нарушает закон, угоняет и сбрасывает с обрыва новенькую Вольво любовника, поджигает его загородный дом...

Уверена, что мужчинам смотреть этот фильм неприятно. Ведь все мужские персонажи в фильме изображены без симпатии - лысеющие, холеные, самовлюбленные, трусливые - и, в общем, не имеющие представления о женском мире. Героиням тоже неинтересен мужской мир - мир тачек, ресторанов, безличных новехоньких офисов в Москва-Сити. "Ну видишь, получается, что ты права, что эта машина ему дороже нас всех вместе взятых, и по этому куску железа он будет страдать больше, чем по очередной женщине" - спокойно отмечает Литвинова (Зоя) после расправы над Вольво.

«Жестокость» – это фильм о женском реванше над мужским миром. Как и знаменитый американский блокбастер Тельма и Луиза, этот фильм своевременен, он - симптом своего времени. Как и в сентиментальном романе «Джэйн Эйр», как и в книге Вирджинии Вульф «Три Гинеи», наиболее логичный способ взять реванш, защититься от агрессии мужского мира над женским – это спалить и уничтожить всё. «Клочки бумаги, бензин, спички» - писала Вирджиния Вульф в 1938 году, - «Пусть полыхает! Пусть полыхает!» Мужчины в фильме оказываются безоружными против пробудившейся женской агрессии - для возмездия нужна лишь воля, немного хитрости, спички, и фотоаппарат. Тихая душа Зои таит в себе ярость, неудовлетворенность, волю к жизни и могучую силу. Реванш героинь  приобретает пугающие метафизические масштабы - месть становится местью женского пола всему мужскому полу.

К сожалению, появление такого фильма как «Жестокость» свидетельствует о том, что общество наше стало агрессивно-патриархальным, наше время – время войны полов. Это общество, в котором призыв «спалить все» уже не кажется абсурдным, а спички и бензин оказываются наиболее внятным аргументом в пользу равноправия.  И об этом стоит задуматься.

Любовь, побеждающая жестокость

И тем не менее, в фильме «Жестокость» присутствует положительный заряд. Это положительное ядро возвышает фильм над современностью, делает его чем-то болtе значительным, чем просто симптом болезни социума. Ведь, прежде всего, это фильм о любви - о любви, которая побеждает жестокость...

Согласно феминистской литературной теории, в традиционной структуре сюжета женщины всегда выступают прежде всего как соперницы, соревнуясь мужду собой за награду - мужчину. Женская дружба или любовь женщин друг к другу - явление редкое в кино или литературе, тогда как романтические образы мужской дружбы повсеместны. В фильме Любаковой это негласное правило нарушено, отношения между двумя женщинами - это ось сюжета. С появлением Веры в душе Зои пробуждается чувство, которое не назовешь иначе чем любовь...

Без работы, без дома и вне закона, Зоя решается на безумное: украсть деньги из своей собственной компании. Подругам сопутствует удача: они завладевают большой суммой денег. "Мне эти деньги не нужны. Я все это делаю лишь ради тебя. Я хочу, чтобы ты взяла эти деньги и была счастлива... А у меня же кроме тебя никого нет..." - говорит Зоя. Но случается непредсказуемое - Вера сбегает с деньгами, заперев Зою в ограбленном ими кабинете, совершает жестокое, продуманное предательство.

В этот момент кажется, что фильм возвращается к традиционным конвенциям, изображая двух женщин как соперниц. Вера просто использовала Зою в своих целях. Но, к счастью, не в этом состоит "послание" фильма.

Преданная Верой, в отчаянии, под вой милицейских сирен, Зоя разбивает окно (выпрыгнет ли она?) и - встречается взглядом с Верой, которая уже внизу, на улице, готовая бежать с украденными деньгами.

Во взгляде Зои мы видим не обвинение, не презрение, не мольбу, а ... нежность.

Чуть заметно, она машет Вере рукой, как бы говоря, иди, будь счастлива. На лице Литвиновой выражается целая гамма чувств, но мы видим: предательство Веры ничего не изменило. "Я хочу, чтобы ты взяла эти деньги и была счастлива... А у меня ведь кроме тебя никого нет..."

Последние кадры фильма - Зоя в колонии. И тут мы видим тот же самый взгляд: взгляд любви, который говорит. "я не жалею о своей жертве, это того стоило". Любовь побеждает предательство, побеждает жестокость.