Курс Выживания Современной Женщины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Курс Выживания Современной Женщины » Женский вопрос в православии » Атавизмы в христианстве: О женской нечистоте


Атавизмы в христианстве: О женской нечистоте

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Многие из нас задаются вопросом - можно ли ходить в храм во время месячных?

На этот счет мнения разнятся. Одни скажут, что в храм ходить вообще нельзя, потому что женщина в этот период нечиста.
Другие - что можно, но только если стоять в притворе.  Почти в каждом храме можно видеть кучку женщин, на протяжении всей службы теснящихся у входа в храм, у порога. Понятно, у них месячные.

Есть и  другое мнение. Что ходить можно и нужно, только причащаться и прикасаться к святыням (прикладываться к иконам, например) нельзя.


Представление о том, что женщина нечиста, крепко сидит в умах многих православных.

Один знакомый священник, на мой серьезный вопрос о том, почему женщин не рукополагают, задумался на несколько  минут, и потом ответил: "Я на самом деле не знаю. Но видимо потому, что женщина в течение недели каждого месяца, а также после деторождения, нечиста. А Бог выбирает самое чистое." То есть мужчину.

Страх перед менструальной кровью, восприятие ее как нечистоты, имеет древнее происхождение. Так же как и страх перед нечистотой других телесных выделений. В примитивных обществах нечистоты, или телесные выделения, облагались целым рядом обрядов и правил. В том числе по санитарно-гигиеническим соображениям.

Этот страх из языческих верований перекочевал и в более поздние монотеистические религии, в том числе в древний иудаизм. Напомним, что иудаизм крайне ритуалистичен - так, по окончании месячных женщина проходит через ритуал очищения, и после этого считается чистой.

В христианстве этот древнее верование напоминает атавизм - отсюда и недоумения по поводу того, что можно, а что нельзя делать женщине во время месячных. Готовить, например, можно (во многих примитивных обществах готовить строго запрещалось). В отличие от иудаизма, в христианстве нет ритуала очищения женщины (омовение в специальной ванной) - да и не может быть. Границы между чистым и нечистым размыты, неясны, и смысл их не понятен никому.

Другой знакомый священник на вопрос, почему нельзя приходить в храм во время месячных, сказал: "Наверное, потому что в храм нельзя приносить кровь. Мясо ведь нельзя приносить в храм." Вот еще один пример путаницы. Ведь мы из крови и "кожаных риз" состоим, и носим кровь в своих телах, неизбежно. А если я палец порезала, или у меня внутреннее кровотечение, тоже нельзя в храм?

Вывод отсюда следующий: представление о нечистоте женщин - типичный пример АТАВИЗМА в христианстве. Верование, заимствованное из древнего язычества и древнего иудаизма (где оно имело практически-гигиенический или конкретный ритуалистический смысл), в современном православии оно используется просто как очередной, плохо осознаваемый, но от того не менее болезненный "наезд" на женский пол.

Бог выбирает самое чистое, сказал мой хороший друг, священник. Поэтому он выбирает мужчину.

Как поспоришь?

Отредактировано strelok (2009-06-02 15:39:26)

0

2

Сначала отвечу коротко: на усмотрение самой женщины и (или) ее духовника

У священников на этот счет разные мнения.
Вот, высказываются отцы на кураевском форуме:

Протоиерей Михаил Морочев.
В канонах Церковных есть запрет только на Причастие во все критические дни, и то, только в обычных условиях жизни. Страха ради смертного можно причащаться.
Для христианина самая главная святыня после Таинств - нательный крест, одеваемый на тело священником в таинстве Крещения. Я ещё не видел ни одной женщины, которая снимала бы его в критические дни.
Патриарх Сербский Павел считает, основываясь на опыте Церкви, что в критические дни женщина может присутствовать в Храме, принимать просфору и святую воду и прикасаться к святыням.

протоиерей Николай Пицин.
Известие учительное.
"Аще церковь и престол освященный,но убо от случая в крамоле некоей окроплением человеческия крове,или от оружного,или ручного,или каковаго - либо ударения,или от телесныя каковыя нечистотына помосте осквернена будет,никакоже иерей служити да дерзнет...:пренебрегий бо смертно согрешит и архиерейстей казни будет подлежати".

Священник Филипп Парфенов
Ну так то, что Вы написали, не относится к женщине, вошедшей в храм просто! Она не подходит к престолу в алтаре и не прикасается к нему! 
в целом этот взгляд считаю именно ветхозаветным пережитком. Христос ясно показал, какая нечистота является опасной - не физиологическая, а сердечная ("исходящее из уст из сердца исходит, и то оскверняет человека"). Вспомните Евангелие о кровоточивой женщине: Она дерзнула прикоснуться к Тому, Кто говорил о Себе, что Он больше храма! И что же - Он не только похвалил веру этой женщины, но и обнаружил ее перед всей толпой. А ведь согласно иудейским ритуальным представлениям и предписаниям кн. Левит, тот, к кому такая женщина прикоснется, сам будет нечист...
По-моему, ответ в Евангелии ясный на все ваши сомнения.

иг. Иоасаф (Сорокин)
В критические дни женцина, я считаю, может и даже должна для подкрепления себя в эти трудные и непростые дни быть причастной святыни (святая вода, Священное Писание, иконы и пр.). А с Причащением действительно стоит обождать, разве страха смертного.

Священник Филипп Парфенов
Когда слово Христа ясно дает ответ на данный вопрос, поневоле все то, что "от человеков", рано или поздно претерпевает изменения, если не разрушается... какими бы богословскими аргументами или традициями все эти установления ни прикрывались.
   

Я могу свидетельствовать только лишь за себя. Так вот, если кто-то из прихожанок очень желал причаститься в день великого праздника или в свои именины, притом, что в этот момент у них был "критический период", я никому не отказывал в этом. Хотя и не призывал к этому специально, понимая, что у каждой может быть своя мера веры и восприятия такой ситуации.

А вот какую отповедь дает нам, зарвавшимся женщинам,
священник Дмитрий Бокачев :

Тысячу лет назад никому из людей Церкви и в голову не могло прийти проводить аналогию между евангельской женой, имевшей многолетнюю, тяжкую болезнь кровотечения, от которой она не могла никак излечиться, и месячными естественными выделениями у женщин. Та жена, измученная болезнью и безплодным лечением, с великой верой и надеждой прикоснулась к краю ризы Христовой, моля Бога об исцелении. 

А современные женщины и прогрессивные священники ратуют за ПРАВО женщин быть равноправными с мужчинами и возможность реализовывать это право, бывая в храме (и даже причащаться) в дни очищения, на словах ссылаясь на Евангелие, но в действительности руководствуясь Декларацией прав человека и концепцией равноправия мужчины и женщины в современном обществе!

Что мешает православной жене дождаться окончания месячных и причаститься, подобно десяткам поколений её предков? Ничего, кроме уязвленного самолюбия, которое грызет её помыслом, что её, дескать, уничижают этим запретом и ставят ниже мужчины перед Богом.

Как показывает опыт некоторых христианских "деноминаций", следующим требованием эмансипированных жен и "прогрессивных" священнослужителей будет требование разрешить рукоположение жен в священный сан ("ведь в Евангелии нет прямого запрета, и вообще, "во Христе нет ни мужеска пола, ни женска" - и т.п. аргументы).
Ну, а чего они будут требовать потом, каких прав и для кого - смотри ситуацию во многих европейских странах.

Поэтому моя позиция проста - Церковь прекрасно понимала и понимает, о чём Евангелие говорит и чему учит. И никогда не проводила ложную и надуманную аналогию между тяжело больной и измученной многолетней болезнью евангельской женой и физиологическими естественными особенностями женского организма. Именно исходя из этих особенностей и было установлено правило и предание, чтобы жена в эти дни воздерживалась от посещения храма (разве в притворе) и прикосновения к святыне. И сделано это было Отцами не в дань Ветхому Завету, а из благоговейного и любочестного отношения ко всему святому и божественному - то есть совершенно сознательно. Странно, что эти дискуссии вообще возможны между людьми Церкви, а не только с внешними, требующими, чтобы их "права личности" неукоснительно соблюдались.

0

3

Здравствуйте! 
Ясно, что у священников нет единого мнения на этот счет (как существует и разность мнений у Святых Отцов), поэтому и идет постоянное обсуждение этого вопроса на многих форумах.
А мне кажется, что вопрос о женской "нечистоте" - это из серии: "Можно ли вешать иконы в бане?" и "Входит ли наш Ангел вместе с нами в ванную комнату?"  - для детской воскресной школы.

Конечно, мы не снимаем нательный крест во время месячных, так почему нельзя целовать крест в храме!

Если бы иконы осквернялись от нашего прикосновения, то их каждый раз требовалось бы освящать, но этого не делают.

Раз при угрозе смерти и в болезни причащаться можно - значит, причащаться можно!

Женщинам, работающим в храме, не дают отпуск на эти дни.

По ветхозаветной традиции и мужчины после истечений нечисты, но на них запреты не налагаются.

0

4


Женщины спрашивают о наболевшем
:
"Почему женщину не допускают до причастия в течение  40 дней после родов? Когда ей очень нужна поддержка? Отговорки, что у нее нет сил и времени, не принимаются, - это все есть.

Получается, что я дала жизнь человеку, мне Господь дал его растить и воспитывать, а от самого главного Источника жизни меня отлучили. Не прямо, конечно, но косвенно. Больных и находящихся в тюрьмах причащают, а женщине, которая растит ребенка, нельзя!
А какая может быть православная семья, если мать не причащается?

У меня есть знакомые мамы, из других приходов, так их допускают причащаться вместе с младенцами. Не понимаю, почему в разных приходах одного города разные практики?"

А вот другой рассказ:
"Моя подруга не смогла доносить и родила на 32 неделе. Врачи еле успели спасти и мать, и ребенка. Ребенок полтора месяца пролежал в реанимации. Мать благодарит Бога и думает: Выпишут - сразу в церковь... Потом вдруг понимает, что нельзя! У дверей стоит Требник и говорит: "Стой!"

И еще:
"Помню, как крестили Колю, а я стояла под дверью храма и слушала, кричит - не кричит.
А как пришла на молитву 40-го дня... Просила мимо проходящего, чтобы позвал работницу храма к двери, чтобы я могла ее попросить, чтобы та позвала священника... И все женщины так! И я не совсем безграмотна, не неофитка.
Теперь я считаю, что того, что отделяет от Христа, не должно быть вообще в христианской жизни".

"Обсуждала эти вопросы с подругами (они у меня все православные), так ни одна меня не поддержала. Только порадовались, что в Церкви все чисто, а пережитки, говорят, есть везде...

Так что будем ждать, чтоб наше священноначалие занялось этим вопросом, ведь если оставить его на наше усмотрение - 99% женщин не пойдут к Чаше, бо запуганы."

Отредактировано Горячева (2009-06-02 13:55:46)

0

5

Насчет прав.
Христианин ИМЕЕТ ПРАВО ПРИЧАЩАТЬСЯ, если на него не наложено прещение иерея.

У меня, например, кровоточат десны. Мне при этом нельзя заходить в храм? Или можно? Кровотечение не сильное и внешне его не видно. Но оно есть.  Если нельзя, то я вообще почти никогда не смогу на службу ходить.

А если я порезалась и порез заклеила пластырем, то можно мне в храм? Каков тут критерий: наличие кровотечения или возможность попадания крови на что-то в храме?

0


Вы здесь » Курс Выживания Современной Женщины » Женский вопрос в православии » Атавизмы в христианстве: О женской нечистоте